Ваш коллектив сопротивляется переменам: чем это опасно и что делать?
Мы все сопротивляемся переменам — в большей или в меньшей степени. Это естественно. То, что психологи называют «сопротивлением», мы знаем, как страх перемен, лень, привычки. Наше личное сопротивление мешает нам начать бегать по утрам или бросить курить. А теперь представьте, что руководитель фирмы пытается что-то изменить в рабочем процессе. Ему это сделать будет еще труднее, ведь придется бороться с сопротивлением сразу нескольких типов.
Каким может быть сопротивление персонала переменам?
Индивидуальное. Этот вид мы уже рассмотрели в начале.
Деловое. Сюда относятся такие страхи:
«Я потеряю свою роль в коллективе»
«Теперь меня будут больше проверять, и я не смогу реализовывать свои (не очень законные) схемы»
«Мне теперь придется больше работать»
Групповое. Сопротивление группы обусловлено устоявшимися стереотипами, ритуалами и традициями, распределением ролей и авторитета между членами коллектива (формальным или неформальным).
Чем опасно сопротивление?
Главная опасность — в том, что само сопротивление не осознается. Сотрудник соглашается с доводами руководства, но делает это только внешне. А на деле саботирует их, считая примерно так:
Хорошо, но мне некогда, есть более важное дело.
Хорошо, но я и так загружен работой.
Возможно, но зачем? У нас и так все нормально.
Я не понял (или забыл, не услышал), что нужно сделать.
Вторая опасность касается групповых сопротивлений. Часто невозможно найти их источник, потому что они не в чьей-то конкретной голове сидят, а распределены в пространстве. И каждый отдельно взятый сотрудник охотно с вами соглашается. Но когда они собираются вместе, коллектив высказывается резко против. И вам сложнее что-то предпринять.
И третье. На определенном этапе главным саботажником можете стать вы... Неосознанно. Ведь вам, как руководителю, придется изменить свой стиль управления.
Как бороться с сопротивлением персонала?
Если вы — собственник бизнеса,  не занимайтесь сами внедрением нового.  Вы — заказчик. Для бизнеса и для вас будет более полезно, если вы будете ставить задачи своим сотрудникам и спрашивать с них результат.
Важно, чтобы работа по внедрению нового была регулярной. Например, можно создать рабочую группу и собирать ее раз в 2 недели. Это, во-первых,  быстрее приведет к результатам. А во-вторых, у сотрудников фирмы сформируется полезный навык — работать в команде над развитием бизнеса. Процесс не быстрый (не меньше месяца), но необходимый.
Очень хорошо, если вы будете отмечать успехи команды, открыто радоваться им. Даже если это мелкие успехи.  Публично хвалите сотрудников, которые добились результатов в проведении полезных для фирмы преобразований.
Для решения проблемы стойкого сопротивления сотрудников полезно пройти специальный тренинг или обратиться к консультанту. Ведь со стороны проблемы виднее. Только нужно обязательно сразу применять полученные навыки. Иначе захлестнет текучка, ваш энтузиазм угаснет, и знания забудутся. Причем консультации должны периодически повторяться. Например, раз в месяц. Ведь во время реализации плана перемен возникают неожиданные сложности, и специалист поможет их решить.
Научившись бороться с сопротивлением,  начните сами консультировать менее опытных коллег. Практический опыт показывает, что, когда объясняешь какую-то тему другим людям,  сам начинаешь ее гораздо глубже понимать.
Кстати,  для собственника идеально подходит позиция консультанта для его бизнеса.  Это может выглядеть так: вы — человек более компетентный, более опытный. В самом рабочем процессе вы не принимаете участия, а консультируете своих наемных менеджеров. Таким путем высвобождается время для решения стратегических вопросов, для других проектов, для полноценного отдыха, наконец. Вы находитесь над бизнесом и можете объективно оценивать ситуацию. Освободившись от текучки, вы гораздо дальше видите перспективы развития и замечаете даже слабые сигналы. Как возможности для бизнеса, так и угрозы.
Поделитесь, как вы справляетесь с сопротивлением персонала?
Желаю успехов вашему бизнесу!